Центр сегодня
– это единственное в г. Воркуте специфическое образовательное учреждение,
потому что это и общеобразовательная школа, реализуемая программы II и III ступеней общего образования, и
профессиональная: что позволяет без отрыва от общего полного среднего
образования получить выпускнику школы предпрофильную, профильную и
профессиональную подготовку, что обеспечивает социализацию обучающихся,
расширяет возможность после окончания общеобразовательного учреждения, найти
себя на рынке труда. Центр имеет необходимые ресурсы, аккредитацию и лицензию
на право осуществления предпрофильной, профильной и профессиональной
подготовки. Имея на руках вместе с аттестатом об окончании школы свидетельство
об уровне квалификации по профессии.
Основные цели работы РПЦ:
1.
Создание условий для развития муниципальной системы
образования через целенаправленную концентрацию и эффективное использование
информационных, организационных, методических, кадровых,
материально-технических и других ресурсов предпрофильной, профильной и
профессиональной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений города II и III ступени.
2.
Содействие раннему профессиональному самоопределению
обучающихся, направленному на повышение компетентности обучающихся в вопросах
выбора профессии;
3.
Формирование у обучающихся адекватного личного
профессионального плана подготовки к осознанному выбору профессии;
4.
Расширение возможности социализации обучающихся;
5.
Обеспечение возможности после завершения
профессионального образования быть конкурентоспособным на основе сформированной
целостной компетентности найти себя на рынке труда.
Сегодня мы живем в эпоху кардинальных и
всесторонних перемен. На сегодняшний день все, что касается профиля и
направления индустриально-технологического: информационно-технологического,
технологии сферы управления, производства и обслуживания то, что интересует
выпускников и родителей -информацию можно получить только в Центре. Так как
Центр имеет специально оборудованные мастерские и цеха, компьютерные классы (общей
численностью - 34 компьютера),
оснащенные необходимым аппаратным и программным обеспечением, с установкой
внутренней локальной сети; дидактические и методические материалы по
реализуемым программам, использование компьютерных мультимедийных технологий
для осуществления самообучения и самоконтроля обучающихся;
материально-техническую базу, необходимую для реализации развития. Поэтому на
базе Центра осуществляется программа «Технология»,
где не менее 2/3 учебного времени уделяется практической работе. Поэтому на
базе Центра идет подготовка обучающихся к участию в олимпиадах муниципального и
республиканского уровней по технологии. (Приложение 1).
Одной из задач, поставленной на основном этапе реализации РЦ является
реализация определенной части программы профессиональной подготовки. Обеспечивая
практический этап обучения, связанный с освоением современных технологий и РЦ
дает возможность работать с экспериментальной и специализированной техникой,
недоступной в рамках отдельных учебных заведений. Ориентация на современные
требования в технологиях и оборудовании формируют у обучающихся
профессиональные компетенции и модернизируют практическую подготовку. Это
помогает в выстраивании собственной образовательной траектории, возможности
дальнейшей профессиональной подготовки, с учетом локальных изменений в
потребностях рынка и образования, удовлетворение запросов регионов в кадровом
обеспечении в соответствии с перспективами их социально-экономического
развития, для решения ими своих материальных проблем.
Разработаны и используются
психологические тесты, отработана
система профориентационного тестирования, отбора и комплектования учебных групп
с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и желания обучающихся.
Создается единый банк данных, позволяющий корректировать учебный процесс. Для
этого ежегодно мы приглашаем гостей с общеобразовательных учреждений на «Дни
открытых дверей», которые проходят в дни весенних каникул.
На II и III
ступени обучающиеся Центра получают профессиональную подготовку по следующим
профессиям, согласно учебного плана, с присвоением квалификации:
·
«Оператор электронно-вычислительных и
вычислительных машин, II
разряд»;
·
«Водитель автомобиля, категория «В»;
·
Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного
оборудования»;
·
«Машинистка, III категория»;
·
Швея, II разряд»;
·
Курсов «Младшая медицинская сестра по уходу».
Ежегодно в
Центре проводится традиционный конкурс выпускников II курса обучения «Лучший по профессии». Обучающиеся и
преподаватели Центра ежегодно принимают участие в «Ярмарке профессий»,
проводимой для выпускников 9-11-х классов школ города.
Элективные
курсы (курсы по выбору) играют важную
роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они связаны,
прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей
и склонностей каждого обучающегося. Именно они по существу и являются важнейшим
средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей
степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в
зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные
возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных
образовательных потребностей старшеклассников. При этом особую роль начинают
играть сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений с Центром
(кадры, база).
Ресурсный
профильный центр предлагает обучающимся реализовать возможность сформировать
первичный практический опыт в различных сферах профессиональной деятельности и
уточнить свои профессиональные интересы на профильных элективных
курсах индустриально-технологической направленности. Основная функция
технологических элективных курсов по выбору
- профориентационная. Структурно курсы построены следующим образом,
теоретические и практические занятия. Предложенное число курсов отражает спектр
предлагаемых Центром профессий. С учетом результатов анкетирования 8-х классов
ОУ города за последние три года был скорректирован
На сегодняшний
день, к сожалению, нашими партнерами
остались только МОУ «СОШ № 12»-68 , МОУ
«СОШ № 13» - 48 обучающихся 9-х классов, с передачей часов Центру. Учебные
занятия показали, что большинство обучающихся с интересом посещают элективные
курсы, посещаемость занятий составила 85%, ребята желают прослушивать несколько
тематических курсов. Анализ деятельности преподавания курсов за отчетный период
показал, что у большинства обучающихся отсутствует психологическая установка на
определенную сферу профессиональной деятельности, не сформирован интерес к ней,
нет готовности к самостоятельному, осознанному выбору, поэтому в I полугодии мы предлагаем обучающимся
единый курс элективных курсов «Профессиональное
самоопределение», программа курса составлена таким образом, чтобы каждый
обучающийся смог ответить на следующие вопросы:
·
Что он хочет?
·
Что для него привлекательно?
·
К чему он стремится?
Это вопросы о направленности, об
установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
·
Что он может?
·
Какие имеет способности?
Таким образом, в сочетании с
полной информацией о мире профессий в процессе обучения на курсе каждый
обучающийся сможет для себя ответить на три базовых вопроса:
·
Что я хочу?
·
Что я могу?
·
Какой я.
а со II полугодия предлагаем обучающимся тематические элективные курсы
технологической направленности, которые плавно переводят в профессиональную
подготовку старшеклассника: (Приложение 2)
* Автомобиль:
вчера, сегодня, завтра; Целью данного курса является расширенное и
углубленное изучение устройства автомобиля, история его создания. В ходе
изучения данного курса планируется решение следующих задач:
- получение обучающимися четкого
представления о том, кто и когда создал автомобиль, как осуществляется их
создание;
- развитие эстетического
восприятия дизайна автомобилей прошлых лет;
- рассмотрение всего разнообразия
устройств автомобиля;
- углубление знаний об
особенностях транспорта;
- привитие навыков
самостоятельной работы с литературой;
- углубленное изучение создания
автомобиля и проблем, связанных с его
созданием.
В данном курсе прослеживаются
метапредметные связи с историей, физикой,
химией.
Программа курса реализуется на занятиях теоретического цикла:
использование видеоматериалов, мультимедийных презентаций; на практических
занятиях обучающиеся изучают устройство автомобиля на макетах и тренажерах. По
окончании обучения все обучающиеся выполняют контрольные тесты. Посещаемость
курсов 72%.
*
Радиоэлектроника; Целью данного курса является продолжение базового
образования по технологии, обеспечение расширенного и углубленного изучения
радиоэлектронных устройств. Получение практических навыков работы с
электронными устройствами. В ходе изучения данного курса планируется решение
следующих задач:
- получение обучающимися четкого
представления о том, какие физические процессы протекают при работе основных
электронных устройств, устройств компьютера, как осуществляется их физическое и
логическое сопряжение;
- развитие навыка работы с
интерактивными программами;
- рассмотрение всего разнообразия
электронных устройств;
В данном курсе осуществляются
метапредметные связи с математикой, физикой, химией, иностранным языком,
информатикой. На занятиях обучающиеся формируют собственный взгляд на выбор
данной или смежной профессии, осознают общественную значимость и актуальность
получения профессии; проявляют большой интерес и заинтересованность. У многих
обучающихся уже определяется выбор будущего профиля обучения в Центре в 10-11
классе. По окончании обучения все обучающиеся выполняют контрольные тесты.
Посещаемость курсов 92%.
*
Превентивная медицина; Целью ориентационного элективного курса является
формирование знаний о современной системе здравоохранения, основных направлений
ее развития на базе ускорения научно-технического прогресса. Ознакомление
обучающихся с основными путями получения
медицинского образования. Для развития интереса к профессии включаются сведения
по истории медицины, информация о перспективах развития медицины, методов и
способов лечения, медицинской техники. В ходе изучения данного курса
планируется решение следующих задач:
- ознакомить с документами об
охране здоровья граждан РФ;
- ознакомить с основными
факторами здоровья, формирования здорового образа жизни и профилактикой
заболеваний;
- с уходом за больными, правилами
личной гигиены, с оказанием доврачебной помощи;
- ознакомить с медицинской
этикой;
Курс завершается подготовкой и
защитой индивидуального проекта о превентивной медицине, в котором отражены
санитарно-просветительские знания. В технологии проведения занятий используются
разнообразные формы и методы: беседы, рассказы, решаются ситуационные задачи,
игры. Посещаемость курсов 91%.
*
Подиум: энциклопедия стиля, дизайна, моды; Целью данного курса является
знакомство обучающихся со спецификой деятельности в отрасли моды в различных
сферах профессиональной деятельности, что позволит обучающимся сделать
обоснованный выбор профиля обучения, с профессиями модельера-конструктора,
дизайнера костюма, технолога. Целя курса являются формирование:
- умений осознанно осуществлять
выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям
и интересам;
- качеств творчески думающей,
активно действующей и легко адаптирующей личности;
- умений объективно оценить свои
возможности и способности к продолжению образования,
- реализовать свой интерес в
области моды;
-познакомить с основными видами
профессиональной деятельности в отрасли создания моды;
- познакомить с процессом
творческого проектирования.
В разделе «История моды»
обучающиеся знакомятся с историей стилей и костюмов, основные понятия и термины
моды, со современными модными тенденциями в швейной отрасли. Раздел
«Художественное конструирование» знакомит обучающихся с типами строения фигуры
человека, с влияниями пропорций фигуры на выбор одежды, с созданием эскизов
моделей одежды. В разделе «Основы композиции одежды» рассматриваются следующие
вопросы: общие понятия из области цветоведения – зрительные иллюзии в одежде,
цветовые сочетания, конструктивные элементы и композиционные связи в одежде.
Практическая работа: создание эскизов костюма, подбора цвета, аксессуаров,
художественное конструирование. По окончании обучения все обучающиеся выполняют
творческий проект. Посещаемость курсов 90%.
* Офис
– как работать с документами; Данный курс направлен на освоение ряда
ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, то есть таких
компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности. Курс ставит
перед собой цель формирование у обучающихся собственного взгляда на выбор
профессии. Основные задачи:
- воспитание и уважение к труду
работников делопроизводства;
- углубление знаний об
особенностях делопроизводства;
- привитие навыков
самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации;
- дать знания о дизайне документа
и современной офисной оргтехнике;
- о культуре общения, манерах. Курс
реализуется в формах теоретического цикла: с использованием мультимедийных
презентаций, и практического цикла: где обучающиеся самостоятельно выполняют
задания на ПК (визитки, резюме, рекламки) в офисной программе Word и в тренажерах клавиатуры. По окончании обучения все
обучающиеся выполняют зачетно-практическую работу в текстовом редакторе Word . Посещаемость курсов
94%.
*Компьютерные
технологии в управлении. Целью данного курса является продолжение
базового образования по информатике, обеспечение расширенного и углубленного
изучения устройства компьютера. Получение практических навыков работы в
программах – приложениях: текстовом редакторе Word, графическом редакторе Paint; дизайнере презентаций Power Point; мастере публикаций Publisher. Входе изучения
данного курса решаются следующие задачи:
- получение обучающимися четкого
представления о том, какие физические
процессы протекают при работе основных устройств ПК, как осуществляется их
физическое и логическое сопряжение;
- развитие навыка работы с программами-приложениями;
- рассмотрение всего разнообразия
устройств ввода и вывода информации;
- выработка навыков работы с
наиболее распространенными основными и переферийными устройствами (клавиатура,
мышь, монитор, принтер, сканер, модем). В данном курсе осуществляется
метапредметная связь с математикой, физикой.
Курс реализуется в формах теоретического
цикла: с использованием мультимедийных презентаций, и практического цикла: где
обучающиеся самостоятельно выполняют задания на ПК в офисной программе Word, графическом редакторе Paint; дизайнере презентаций Power Point; мастере публикаций Publisher и в тренажерах клавиатуры. По окончании обучения все
обучающиеся выполняют зачетно-практическую работу в текстовом редакторе Word, графическом редакторе Paint; дизайнере презентаций Power Point; мастере публикаций Publisher. Посещаемость курсов 89%.
По
окончании курсов обучающимся , обучившимся на курсах в полном объеме (16 часов)
выдаются сертификаты. (Приложение 4)
Одной из
основных задач, решаемой в Центре была и остается формирование личности, способной к
непрерывному образованию, к активному творческому труду в различных сферах
научной и практической деятельности, к осознанному выбору и последующему
освоению профессиональных образовательных программ.
Центр продолжает работать над выстраиванием
модели непрерывного модульного обучения
обучающихся, позволяющей выпускнику школы социально адаптироваться, состоящего
из двух модулей:
- информационного: где
обучаются на элективных курсах, выполняют социальные пробы, знакомятся с миром
и спецификой профессий, выявляют спектр школьных предметов, которые им
понадобятся для получения будущей профессии в жизни.
- практического: где обучающиеся 10-11 классов получают
профессиональную подготовку, выполняя профессиональные пробы, проектную
деятельность, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, готовясь и
побеждая на олимпиадах по технологии. Презентация скачать
|