Суббота, 20.04.2024, 09:16
МВ (с) ОУ "Центр образования № 1" г.Воркуты
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Общешкольное родительское собрание

19.04.2016 г.

Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитии детей

19.04.2016 г. было проведено общешкольное родительское собрание (совместно с детьми), на котором детям и родителям была вручена памятка о правилах поведения во время наводнения.

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений встречающихся в научной литературе.

Семья характеризуется общностью людей, связанных узами супружества, родительства, преемственностью семейных поколений, а так же социализацией детей и поддержанием существования членов семьи.

Современная семья все больше утверждает себя как «психотерапевтический союз». Семья является уникальным условием для самореализации личности и саморазвития, как для родителей, так и для детей. Воспитание детей основывается на уважении прав ребёнка, на признании его самостоятельного выбора жизненного пути. Эти изменения в иерархии семьи являются лишь общими тенденциями исторического развития семьи.

Таким образом, обобщая рассмотренные понятия, можно сказать, что семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Каждая конкретная семья обладает своей определённой иерархией, семейными ценностями, традициями. Особо важное значение имеет воспитание детей на основе семейных традиций. Семейные традиции представляют собой обширнейшую совокупность знаний, вбирающих в себя сведения, накопленные поколениями, и имеющих большое значение в воспитании детей.

Семейные традиции необычайно важны в воспитании детей: сохраняется связь между поколениями, тёплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят причину проблем, возникающих в подростковом возрасте.

Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие, воспитание и адаптация ребёнка в обществе идёт более успешно. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи, обеспечивает рост взаимопонимания между родителями и детьми, помогает в формировании социально-адаптированной личности .

Дети, включённые в систему семейных обычаев и традиций, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребёнок усваивает практику нравственных поступков раньше, чем начинает понимать, какой поступок нравственный, а какой – безнравственный. В такой системе он не замечает, не чувствует, что его кто-то воспитывает. Сила воспитательного воздействия семейных традиций заключается и в том, что дети не только видят примеры поведения и взаимоотношений старших в соответствии с установленными традициями, но и сами вступают в различные отношения с ними и активно участвуют или противостоят тем или иным обусловленным традициям и действиям, поведению.

Семейные традиции это не только празднования юбилеев и дней рождения, традиционные увлечения семьи. В традициях находит своё выражение культура семьи, где главная роль отводится родительскому авторитету, взаимоотношениям между родителями, уровню общения, культуры, образования. Благополучные взаимоотношения внутри семьи являются определяющими для эмоционального и психологического здоровья ребёнка. Если члены семьи в основном равноправны, относятся друг к другу с уважением, тактом и заботой, если они вместе в радости и ещё теснее в беде, если хозяйственные обязанности распределены справедливо, согласно силам и загруженности каждого, то такая семья является нормальной средой для успешного развития ребёнка.

Традиции обычно отражают семейные особенности культурного, этнического, религиозного, профессионального характера. В их основу заложены какие-либо ценности, идеи, нормы, опыт семьи. Насколько разнообразны ценности и нормы каждой отдельно взятой семьи, настолько и многообразна воспитательная сущность семейных традиций .

На фоне эмоционально насыщенных, специфичных, многофункциональных традиций, например, разнообразные традиции проведения свободного времени (поездки на выходные за город, путешествия по интересным местам, посещение парков развлечений, музеев и пр.), развитие и воспитание детей проходит более гармонично и успешно, а взаимоотношения между родителями и детьми упрочняются. Чем разнообразнее, насыщеннее складываются взаимоотношения ребёнка в семье и за ее пределами, тем более благополучно формируется социально-адаптируемая личность.

Семейные традиции накладывают свой отпечаток и на культуру человеческих потребностей, желаний, способствуют выработке умения управлять своими желаниями, регулировать их, отказаться от части из них на благо семьи. Традиции влияют и на формирование качеств личности. Воспитание чувства долга, умения нести ответственность за свои поступки, заботы друг о друге значительно более успешно осуществляется в семьях с установившимися положительными традициями .

Огромное влияние на личность и поведение ребёнка оказывает духовно-нравственный потенциал семейных традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

По словам учёного В.И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования ее :

  •  нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
  • нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
  • нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
  • нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу поведения человека.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Следующая ступень развития личности — это осознанное принятие ею традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своего родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития является принятие культуры и духовных традиций своего. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности, его гражданского, патриотического воспитания.

Семья является уникальным условием и микросредой для саморазвития и самореализации личности. Воспитание детей на основе семейных традиций, накопленных поколениями, имеют важное значение в духовно-нравственном развитии детей.

Анкета для родителей по выявлению наличия традиций в семье

(анкета дается родителям для заполнения до родительского собрания) (анонимно)

 

1. Какие традиции существуют в вашей семье?

2. Где и как Вы предпочитаете отдыхать?

3. Берёте ли Вы с собой на отдых своих детей?

4. Уделяете ли Вы внимание своим детям во время совместного отдыха?

5. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?

6. Занимаетесь ли Вы и Ваш ребенок каким-либо видом спорта?

7. Какие телепередачи предпочитаете смотреть Вы и Ваш ребенок?

8. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком телепередачи после просмотра?

9. Планируете ли Вы в ближайшее время посетить совместно с ребенком какие-либо культурно-досуговые места?

10. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком посещенные культурно-досуговые места?

11. Какие традиционные праздники принято отмечать в Вашей семье?

12. Как Вы готовитесь к встрече праздников?

13. Какое участие в подготовке к праздникам принимает Ваш ребенок?

14. Готовите ли Вы друг другу подарки к праздникам?

15. Принято ли в Вашей семье собираться за большим столом?

16. Ходите ли Вы по выходным или праздникам в гости к родным или знакомым?

17. Рассказываете (рассказывали) ли Вы своим детям сказки на ночь?

18. Укладываете (укладывали) ли Вы своих детей спать?

19. Есть ли в Вашей семье разграничение обязанностей между членами семьи?

20. Посредством каких традиций и обычаев осуществляется связь поколений в Вашей семье?

Вход на сайт
Траектория успеха
Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть
95 лет РК
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Баннер
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz